1.10.15

К здоровому питанию

 Какие шаги по направлению к здоровому питанию были сделаны с тех пор, как я последний раз об этом писала?


 Не знаю, будет ли это кому-то интересно, но, в первую очередь, пишу для самой себя - оглянуться назад и сравнить. Я очень много читаю - если берусь за что-то, то стараюсь изучить вопрос досконально. Муж иногда обвиняет меня в том, что я верю во всякую чепуху, но ведь если я о чём-то узнаю, то спешу подкрепить эти знания из других источников - подтвердят они или опровергнут то, что меня интересует, и чем это объяснят, а потом на основе прочитанного (я подчёркиваю: прочитанного из разных источников, и на то, КТО пишет статью, я тоже обращаю внимание) делаю свой собственный вывод.
 То есть я постоянно узнаю что-то новое и двигаюсь вперёд. То, чему я удивлялась несколько месяцев назад, сейчас может казаться нормой и обыденностью. Но для других-то - возможно, совсем не так. Поэтому, если кто-то заинтересовался чем-то из написанного, но плохо понял, о чём речь - спрашивайте, я отвечу.



 Итак, теперь я:

- начинаю утро со стакана воды. Завтрак идёт как минимум минут через 20.

- стараюсь без надобности не жарить и даже не варить (при варке теряются витамины).
Духовка и пароварка - мои друзья, а ещё лучше кушать всё, что можно, в свежем виде.

- исключила все консерванты и регуляторы кислотности, тщательно проверяю составы.

- готовлю по возможности на один раз. Мужу - по-другому: если я готовлю на нас двоих (что не всегда бывает из-за расхождения наших предпочтений в еде), то делаю примерно на три порции (теперь ещё учитываем дочку - три порции плюс ещё немножко)). Одну порцию съедаю я, другую съедает муж, третью он берёт на следующий день на работу. Вообще я считаю, что, если что-то нельзя съесть сразу или в самое ближайшее время, то лучше это заморозить!

- полностью перестала есть спреды. Раньше ела только Oivariini - про него слышала, что он полезен, впрочем, финские врачи в основном считают неполезным сливочное масло и рекомендуют спреды и маргарины. А я теперь ем только сливочное масло, но только умеренно.  А когда ещё и узнала о том, что в выпечке его можно заменять фруктовым пюре без ущерба для вкуса (смотря какими фруктами заменять, конечно), моей радости вообще не было предела)) Впрочем, до сих пор так и не попробовала это делать, потому что то и дело нахожу уже "готовые" рецепты более полезной выпечки.

- покупаю халяльное мясо.

- стараюсь есть много зелени и сырых овощей и фруктов. Кое-кто меня пугал нитратами)) Но я разобралась в этом вопросе. В интернете много статей на эту тему. Вот здесь даны хорошие рекомендации о том, в каких частях овощей содержатся нитраты и как их стоит удалять. Также видела статью, в которой доступно объяснено, откуда вообще берутся нитраты в растениях и для чего они им нужны.

- если иду в магазин за зеленью и вижу, что она «уставшая», хоть немного пожухлая, то не беру. На столе должно быть только всё самое свежее! То же самое, в принципе, касается и других продуктов.

- стараюсь заменять пшеничную муку высшего сорта на цельнозерновую или какую-то другую. За всё время я пробовала такие виды муки: пшеничная цельнозерновая, твёрдые сорта пшеничной муки, пшеничная грубого помола, гречневая, рисовая мелкая, рисовая крупного помола, овсяная, нутовая, ржаная.. Очень хочу попробовать спельтовую и ячменную муку, на днях собираюсь попробовать муку из киноа.

- если когда-то давно у меня в рационе были только овсяная и манная (и ещё гречневая) каша, то со временем пришли пшено, рис, кукуруза, потом - ячмень. Всё, что можно, стараюсь брать цельнозерновое. Однажды нашла (с трудом!)) и попробовала овсяную кашу в зёрнах. К сожалению, пока оценила только я.. Как и цельные зёрна пшеницы (это особенно больной вопрос)). Ещё иногда варю ржаную кашу и (нам с дочкой) кашу из отрубей. Из спельтовых зёрен варила, потом в магазине как-то не оказалось зёрен, купила молотую (крупно) спельту, мужа больше устраивает.

- также я (наконец-то) обратила внимание на сухие бобовые. Как-то давно покупала чечевицу, но это были скорее единичные случаи под какие-то определённые блюда, потом забросила это дело. Сухого гороха, по-моему, вообще никогда не касалась. Теперь хочу. Фасоль изредка покупаем консервированную, однажды купили сушёную, я ей отравилась, после этого опыт не повторяла)) Вернее, недавно нагуглила инструкцию и сварила по всем правилам, хорошо получилось! Потом открыла для себя нут. Опять же, пробовала его как-то давно, да не распробовала. А теперь - да. Теперь не обхожу стороной рецепты с ним (как и с фасолью, и с отрубями, и с некоторыми другими ингредиентами..)

- открываю для себя новые специи. Если после прочтения списка ингредиентов для рецепта тикка-масалы я была слегка ошарашена списком приправ и у меня ушло время на то, чтобы найти всё это в магазинах, то теперь я уже не спутаю молотый кориандр с зелёным, знаю виды перцев и не боюсь обжаривать тмин или кунжут на сковороде.

- долго изучала вопрос о маслах, на чём можно жарить и что класть в выпечку, пишут много, и часто - противоречивое, но в основном исходят из температур дымления масел. Купила кунжутное масло, теперь практически только его везде и кладу.

- по поводу соли идут споры. Многие считают горную гималайскую розовую соль самой полезной, но, например, один финский учёный это оспаривает: мол, организму нужна натриевая соль, а в гималайской натрия нет, там калий, и она от этого не полезна вовсе (?). Насчёт количества соли тоже мнения расходятся. Я для себя решила этот вопрос так: себе и дочке по возможности еду не солю. Но мы едим сыр (в котором соли предостаточно) - ежедневно, употребляем соевый соус, солёный творог. Многие приверженцы здорового питания исключают соль совсем, но.. если интересно, прочитайте эту статью. Она длинная, но впечатляющая! Из неё следует, что совсем исключать соль из рациона нельзя.


 У моего мужа тоже наблюдаются некоторые сдвиги в пищевом поведении, что меня безумно радует! Во время моего последнего (весьма условного) поста он лишь однажды тоскливо посмотрел на прилавок с мясом и сказал, что «хочется иногда и свинины уже поесть!!»)) И взял себе большую пачку.)) Но вообще - сам себе мясо стал покупать реже, в кашу по утрам уже не всегда кладёт сахар, правда, это благодаря тому, что я заправляю её пюрированными фруктами, и она становится довольно сладкой; а чай вообще почти всегда пьёт без сахара! Овощей по сравнению со мной ест смехотворно мало (я в самом деле удивляюсь тому, сколько он просит оставить ему овощей или салата), в еду кладёт безумное количество соли, в том числе на свежие овощи; в творог кладёт сахар.. ну и много чего ещё можно привести в пример. Но главное - продвижение есть! И оно приятно удивляет и радует!


 И ещё несколько слов..
 Не совсем по теме скажу, как я готовлю, чтобы это успевать.
 То, что можно, стараюсь заготовить вечером, пока муж гуляет с дочкой, купает её и тд. Все каши, кроме хлопьев, варю в кашеварке. Это существенно экономит время (и нервы порой, я имею в виду, когда дочке нужно моё внимание, а я вынуждена мешать кашу), а крупу промываю, засыпаю в кашеварку и заливаю водой - вечером, чтобы утром только включить кашеварку в розетку и нажать кнопочку (ага, если б ещё в розетку не нужно было каждый раз втыкать..)). Дополнение: теперь я замачиваю крупы на ночь, а утром сливаю воду и готовлю на новой воде. Это для того, чтобы удалить из крупы фитиновую кислоту, которая мешает усвоению витаминов из каши и кальция из молока, об этом сейчас очень много говорят.
 Вечером могу приготовить, скажем, заправку для салата (в стеклянном стакане, который затем накрыть пищевой плёнкой и поставить в холодильник), нарезать овощи, которые могут пролежать ночь и утро, отмерить муку и тд.

 И не про питание:
Таки попробовала стирать с мыльными орехами вместо порошка. Разницы пока не заметила. Разве что вещи, кажется, не такие дубовые после высыхания. Но по надобности добавляю отбеливатель, и ещё "обычные" средства для стирки у нас ещё далеко не все закончились, ими тоже иногда стираю.

 PS: начинала писать этот пост аж где-то в июне)) При этом вроде и писать-то было особо нечего.. Если что-то ещё вспомню, подпишу.

14 comments:

  1. Это не Я тебя нитратами пугала. Это мой врач надо мной прикалывалась!
    Приятно, когда супруг хоть и постепенно и кажется, что слишком медленно, но всё-таки приходит к одному меню с тобой.
    Кстати, мне тут мой скинул вчера ссылку про масла, может тебе будет интересно, хотя там совершенно общеизвестная информация http://www.cosmo.ru/health/diets/poleznyy-zhir-10-produktov-kotoryh-voobshche-ne-nuzhno-boyatsya/

    ReplyDelete
    Replies
    1. Наташа, :))
      До одного меню, к сожалению, ещё дооолго.. Вот он вроде что-то ест, бывает, а потом как заявит, мол, не нравится мне это, не хочу больше, я "нормальное" хочу! И всё.))
      Наташа, спасибо за ссылку! Бывает полезно себе о чём-либо напоминать..

      Delete
  2. Я бы очень хотела узнать про возможность замены масла фруктовыми пюре.
    Соль,конечно,нужна. Без нее вообще умереть можно,если употреблять полностью бессолевые продукты. Не зря же человек "соленый" - я имею в виду кровь.
    Мне немного жаль вашего мужа (пожалуйста, не обижайтесь). Все же мужчине надо больше калорий и мяса тоже. Не обязательно жарить мясо. Кусок вареной или лучше запеченной в фольге свинины (с чесноком и специями- вкусная буженина!) очень пригодится. Порезать пластинками мясо на бутерброд, и мужчина будет сыт и доволен. Им трудно наесться листиками салата и йогурта. Всего вам доброго!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Юлия, вот что пишут про замену:

      "Половину масла в рецепте можно смело заменить без ущерба для конечного результата. Добавьте фруктовое пюре – выпечка не будет хрустеть, будет по текстуре более похожа на бисквит, а кексы будут чуть более плотными, но калорийность снизится заметно.



      Хорошо подойдет фруктовое пюре для детского питания без сахара, или пюре домашнего приготовления – измельченные блендером фрукты и ягоды. Одновременно снизится калорийность еще и за счет углеводов, т.к. уменьшается количество сахара.



      Яблочное пюре. Имеет нейтральный вкус, лучше всего подходит для тортов. Повышает пользу блюда за счет содержания пектинов и клетчатки.

      Тыквенное пюре. Хорошо для хлеба со специями, тортов, кексов, блинчиков.

      Бананы. Прекрасная замена маслу – добавляют выпечке вкуса и помогают придать влажность. Твердый банан достаточно немного подержать в микроволновке, и он прекрасно пюрируется. Хорошо добавлять бананы в шоколадные кексы, имбирные пряники, хлеб со специями.

      Пюре из чернослива. Отлично сочетается с какао и специями. Подойдет и пюре из чернослива для детского питания, и самостоятельно приготовленное в блендере – на 100 г очищенный от косточек плодов добавить 50-100 г горячей воды."

      Далее:
      "Пропорция при замене масел: 100 грамм сливочного масла или маргарина = ½ стакана растительного масла."
      "Замените ¼ стакана сливочного масла на ¼ стакана яблочного пюре. "
      В общем, равных количествах нужно заменять, похоже.

      Юлия, я не запрещаю своему мужу есть мясо, но он его покупает, как правило, сам. А так как в магазины хожу в основном я, то и в пост так получилось, что он долго не ел мяса. Но если уж затронули эту тему, то не могу не спросить, а как же существуют мужчины-вегетарианцы? А веганы? Калории и тот же белок отлично приходят из других источников. Единственное незаменимое, что есть в мясе, - это витамин В12, и то сейчас говорят о том, что он есть в некоторых растениях, я уж не говорю о немясных продуктах животного происхождения.
      Я не противник мяса как такового (кроме свинины как раз-таки, хотя и её я ему не запрещаю есть), но никогда не пойму суждений типа "мужчине нужно больше мяса".

      Delete
  3. Саша, мне нравится, что ты в своей системе питания, в её построении, критически подходишь к источникам информации, так как в наше время "красноречивых копирайтеров" в сети можно найти всё, что угодно. Без жесткого фильтра в голове и поиска заслуживающего доверия источников далеко не уедешь.

    Меня зацепил пункт про халяльное мясо. Как ты пришла к этому решению?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Наташа, спасибо)
      Гм. Уже не помню, откуда узнала, оно же как бывает, один раз услышишь, потом где-то ещё прочитаешь, в общем, стоит узнать, как всё время на глаза будет попадаться. Помню точно, что мне одна знакомая про это мясо говорила (тоже православная, если что, и человек мудрый, в том числе в плане здоровья). Потом я конкретно села и стала искать информацию в интернете. И сделала вывод, что халяльное мясо - это намного более здоровая и проверенная пища. И гуманный способ убийства животных, хотя есть и те, кто утверждает обратное.
      В общем, как-то одно за другим сложилось в то, что я стала иногда покупать мясо у курдов, но плюс к этому, когда были скидки на курицу или говядину в обычном магазине, покупала и там. А теперь так уже неохота.. Только в одном магазине беру, где халяль) Но если, скажем, муж захочет купить в обычном магазине, истерик устраивать не буду))
      Хотя вот в России бы вообще мяса не покупала.

      Delete
    2. Понятно, Саш. Моё мнение прямопротивоположное, спасибо тебе за твоё.

      Delete
    3. Наташ, насчёт гуманности убийства или по остальным пунктам тоже? Интересно будет узнать твою точку зрения.

      Delete
    4. Ты знаешь, Саш, я не очень люблю дискуссии на эту тему (а здесь еще и религиозный момент затронут, пусть и не важный для меня, но для других), стараюсь и в реале от них "уходить", потому что они всегда заканчиваются "дракой". Я просто принимаю с уважением как факт другую точку зрения... Мясо я не ем вот уже более двух лет, но не считаю себя вегетарианкой, я просто говорю, что не ем мясо, как если бы не ела капусту, к примеру. В гостях я съем мясное блюдо без лишних разговоров и объяснений, так как не люблю "танцы с бубнами" вокруг своей персоны. У меня есть несколько причин такого отказа, но мясные блюда я продолжаю готовить для семьи и очень спокойно к этому отношусь. Муж поддерживает меня в том, что у нас случаются регулярно безмясные обеды, но сам не готов полностью отказаться, а дети едят мало. Я не веду с ними "пропаганду" вегетарианства, рассказывая ужасы про того маленького теленочка на альпийских лугах. Считаю, что они должны сами прийти к своему решению, как я сама пришла к своему.

      Delete
    5. Наташа, ого! А я и не знала, что ты не ешь мяса совсем, смотрю (смотрела то есть), у тебя в блоге всё время фрикадельки и всякие штучки :) Понятно. Согласна насчёт танцев с бубнами, я тоже не люблю афишировать что-либо из своих предпочтений в еде. Сегодня с одной женщиной стали спорить по поводу сортов муки, даже дочку мою разбудили своими возгласами.. А предмет спора-то пустяковый, но у каждого ведь своё мнение и каждый старается его другому доказать.
      Мне в принципе понятна твоя позиция. У меня у самой был период, когда я почти не ела мяса, хотела даже ребёнку не давать. Но всё же перевесил страх, что, может, всё-таки детскому организму нужно мясное.. На всякий случай предлагаю, а дальше она сама решит. А я после родов тоже стала есть мясо, бывает, даже несколько раз в неделю.. Но теперь это халяльное мясо. На религиозные моменты, связанные с процессом, я закрываю глаза, меня не интересует, куда кто смотрел и кому молился, мне важно другое. Думаю, тебе не будет приятно это читать, поэтому расписывать не буду.
      В общем, согласна, тема сложная и, конечно, неприятно, когда кто-то активно выступает по этому поводу. Здорово, когда у человека есть своё мнение, подкреплённое какими-то его личными выводами, а не просто "что-то где-то слышал и решил так делать и ещё всех вокруг "просветить". ))

      Delete
    6. Ты нашла очень правильные слова! Спасибо, Саш!

      Мясное я не только готовлю, но и пробую на специи/соль, мне важно готовить для своих вкусно.

      Ооо, про "активистов" это да, отдельная тема... причём и с той, и с другой стороны они одинаково неприятны.

      Delete
    7. :)
      Ого, а я почти никогда не пробую) Для мужа по количеству соли всё равно не угадываю зачастую, так что прошу его самому себе солить.

      Delete
  4. В России, как и везде, мясо тоже разное бывает....

    ReplyDelete
    Replies
    1. Согласна (слышала), но я за свою жизнь в России НИ РАЗУ хорошее мясо не встречала. Это я сделала вывод уже в Финляндии: финское мясо в последний день срока годности пахнет так, как российское мясо пахнет всегда)) Ну, то, которое мне попадалось. И руки от российского не отмоешь. С финским такого нет.

      Delete

Тэги, допустимые в комментариях

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...